вторник, 19 июля 2011 г.

Объем желудка у рава Зильбера и приступы волчьего голода. Тяга на сладкое

В своей главной книге воспоминаний "Чтобы ты остался евреем" самый почитаемый в иудаизме праведник поколения рав Ицхак Зильбер пишет  на стр. 215-217 (издания 2004-го года):
Как я заработал деньги в лагере?
Только по возвращении из лагеря я понял, до чего изголодался. Я накинулся на сахар как пьяница на спиртное. За продуктами у нас ходила и в очередях стояла Маша. Не успевала она в дверь войти с покупками, как я выхватывал у нее из рук пакет, высыпал в банку килограмм сахара, заливал водой и ЗАЛПОМ. Каждый день. Это состояние продолжалось недели две.
Представьте себе картину -- величайший иудейский праведник поджидает у двери, и как только  Маша подходит к двери, он отворяет дверь и, как дикий зверь, выхватывает пакет сахара и бросается к заранее приготовленной банке. Раздаётся залп питья сахарного сиропа. Странно как-то.

При этом следует отметить какое мужество проявил рав Зильбер в концлагере за несколько дней до этих событий, сдерживая себя от нападения на банку варенья:
Володька объявил всем нам, соблюдавшим Песах: сегодня вечером ему обещали принести банку варенья, и он отдает банку тем, кто ни разу не прикоснулся к хлебу в Песах. А кто хоть раз попробовал хамец — пусть не приходит! 
Вечером, на исходе Песах, все пошли к нему пить чай с вареньем. (Я не пошел. Зачем это? Когда одна банка?! Другим больше достанется).
Так закончился Песах. А сразу после Песах объявили амнистию…  
Отсюда мы учим, что рав Зильбер был очень скромный, добрый и честный человек - заботился о других заключенных и честно признался в этом без ложной скромности. Несмотря на то, что его тянуло на сладкое сразу после амнистии так сильно, что он нападал на Машу еще до того как она успевала войти в дом и "осушал" огромную банку сахара залпом.

Единственное не понятно, почему он заботился о благополучии зеков, но не заботился о благополучии своей семьи - ведь они жили в страшной нищете. Если бы рав Зильбер каждый день не поедал по килограмму сахара, то больше сахара досталось бы жене и детям. Я уж не говорю о еще более нищих соседях-евреях. Мне это не понятно.

Я не поленился и провел эксперимент -- чтобы растворить ложку сахара, пришлось добавить 3 ложки воды. Каждый может это проверить сам. Значит, чтобы растворить литр сахара-песка, надо добавить 3 литра воды. Общий объем этой сладкой жидкости, соответственно, 4 литра. Но, учитывая, что сахар легче воды (его плотность около 0.8 кг/литр (см http://otvet.mail.ru/question/45076222/)), выходит, что кило сахара занимает объем примерно 1.2 литра. То есть раствор этого килограмма сахара занимает почти 5 литров! Как можно столько выпить за 1 раз и не лопнуть? Откуда у рава Ицхака такой большой объем желудка, если он перед этим 2 года провел в концлагере? Да и раньше он жил в бедности - просто нечем растягивать желудок.

На сайте "советы диетолога" указан максимальный размер желудка:
Максимальный объем желудка около 2 литров
Да и вообще, от такого количества сахарного сиропа могут кишки слипнуться...


Я спросил по скайпу у знакомого врача, какова норма употребления сахара у здорового взрослого человека. он ответил 30 грамм.
-- А что будет если 2 недели подряд съедать по килограмму в день, растворяя в воде?
-- Кома гипергликемическая.
-- А как называется явление тяги к сахару, когда человек съедает по килограмму залпом с наскока?
-- Называется диабетическая булемия. Это бывает не только при диабете, но и при нервных и психиатрических расстройствах.

Но почему рав Зильбер не ел сахар в концлагере? Ведь жена приносила ему еду каждую неделю. И сам рав Зильбер не жаловался, что в лагере не было сахара. Наоборот, он приводит рассказ, как на Песах подарил одному еврею в лагере столовую ложку сахара и луковицу:
Это было в пятьдесят втором году. Заповедь о «мишлоах манот» требует посылать в Пурим подарки друзьям и беднякам.
В лагере луковица – большое богатство. Я обошел бараки и нашел человека, который дал мне в долг луковицу. Потом не без труда сумел занять у другого столовую ложку сахара.
Чтобы полностью выполнить мицву, желательно послать пуримский подарок торжественно, через посланца. Я взял луковицу, сахар и попросил Исаака Моисеевича, одного ленинградского еврея, сидевшего за что-то связанное с торговлей, быть посыльным. Подошли мы вместе, и тот говорит:
– Айзик Миронович, тебе Ицхак Зильбер посылает «шалах монес».
Тот взял и тут же съел.
Если рав Зильбер (светлой памяти) взял в долг столовую ложку сахара, то он знал, что мог ее вернуть. Значит сахар мог появиться у рава Зильбера, то ли жена приносила, то ли выдавали в столовой или в лагерном магазинчике. Что ему мешало потреблять сахар в зоне -- не понятно.

Вообще, рав Зильбер был не только знаток Торы но и большой сладкоежка:
Один раз в нашей ешиве под Москвой он попросил у моих детей приготовить стакан чая. Его спросили:
— Сколько сахара?
Он ответил — я не помню точно — четыре или пять ложек
Он берет стакан, в полный голос говорит «ше а-коль» и почти залпом выпивает… — Рав Зильбер, Вы хотите еще стакан?
— Да-да, конечно, очень хочу. Ну, понятно, что ему опять сделали такой же чай, и снова пять ложек..
Вообще, приступы дикого неконтролируемого поглощения пищи возникли у рава Зильбера еще до концлагеря, когда он работал учителем в школе во время войны, когда ему было 24 года:
Как-то зимой сорок второго я возвращался из Казани в Столбищи. Вышел я в пять утра, а так как хлеб получал "по месту жительства" в Столбищах, то был очень голоден. Мороз страшный, минус сорок два. И, что нечасто при таком морозе, валит снег. Все двадцать километров до Столбищ я бежал как сумасшедший и добежал за три часа. В восемь я был уже в школе. Но меня ждало разочарование. Пекарня в Столбищах в тот день хлеба не выпекла, потому что из-за мороза не привезли дров.
Нам дали задание: пройти по деревням и записать детей, которые должны пойти в будущем году в школу. Мне досталось село Большие Кабаны, в пяти километрах от Столбищ.

Вечером опять хлеба не было. И назавтра тоже не было хлеба. Лишь под вечер второго дня привезли дрова и затопили печи в пекарне. Я взял хлеб за много дней вперед - два килограмма (в войну хлеб выдавали по карточкам, на которых указывались даты; вперед можно было взять, а задним числом - нет: не успел вовремя - карточка пропала; и нормы были разные: работающим - чуть больше, так называемым иждивенцам - меньше). Съел все сразу -- без соли, без воды, без ничего - и остался голодным
http://www.antho.net/jr/9.2001/07.phphttp://evreimir.com/3558/
Мне не понятно, кто мешал хлеб запивать водой? С водой то проблем не было. Да и просто можно было зачерпнуть снег и растопить. И что рав Зильбер ел в следующие дни если он отоварил карточки на несколько дней вперед и все съел сразу?

Кстати, почему-то, по другой версии того же Зильбера в его же другой книге, выложенной на сайте самого же Зильбера было это не в сорок втором году, а в сорок первом. И мороз был не 42 градуса, а до сорока, и хлеб он получил не через два дня, в среду, а на следующий день - во вторник:
Было это в сорок первом году... Из дому я вышел голодный; в Столбищах, где я получал свою норму хлеба, пекарня не работала — из-за мороза не привезли дров, так что и в новый путь я пустился, не поев. 
Хлеб я получил лишь назавтра к концу дня и отоварил талоны на несколько дней вперед. Как сейчас помню: съел сразу две буханки, и не то что без соли, ибо соли не было, а даже без воды. 
Судя по симптомам ("Съел все сразу -- без соли, без воды, без ничего - и остался голодным"), у него, возможно, была приступы булемии:
Нервная булемия (во́лчий го́лод) — расстройство приёма пищи, характеризующееся резким усилением аппетита, наступающим обычно в виде приступа и сопровождающееся чувством мучительного голода.... Булимия встречается при некоторых заболеваниях центральной нервной системы, психических расстройствах. Люди могут иметь нарушенное пищевое поведение в виде приступообразного поглощения огромного количества еды (аппетит появляется внезапно) ... (из Википедии).
Возможно, из-за этого рава Зильбра не взяли в армию на фронт во время войны. Скорее всего это результат голодного детства. Но, скорее всего, это была не булимия, а простая реакция организма после длительного голода, ведь он 2 дня не ел. 

2 комментария:

Просьба указывать ссылки на ваши профили в соцсетях, чтобы я мог с Вами связаться и обсудить, если ваш комментарий окажется важным.

Матюки и оскорбления по нац. признаку запрещены, потому что из-за них гугл отключает рекламу и я ничего не зарабатываю. Если хотите материться - пишите мне в соцсетях